Обзор рынка

Обзор российского рынка автомобильных грузоперевозок

Автомобильные перевозки являются самым популярным методом транспортировки грузов: на их долю приходится около 2/3 всего объема грузоперевозок в России. Популярность этого вида транспорта обусловлена его относительной дешевизной по сравнению с авиационными и железнодорожными перевозками. Кроме того, с помощью автомобиля груз можно доставить практически в любую точку назначения.

Рынок автомобильных грузоперевозок включает следующие сегменты:

  • Full Truck Load (FTL) – перевозки полностью загруженным транспортным средством;
  • Less than Truck Load (LTL) – перевозки грузов транспортным средством с частичной загрузкой (со сбором грузов от разных отправителей);
  • Перевозки сборных грузов, когда товары от различных отправителей сортируются на складах по пунктам назначения и доставляются совместно с грузами других отправителей в соответствующие пункты назначения.

Значительная доля всех автомобильных грузоперевозок в России приходится на европейскую часть страны. В то же время, развиваются перевозки по магистральным маршрутам в Сибири и на Дальнем Востоке. Что касается международных маршрутов, после существенного спада в объемах грузоперевозок между Россией и Евросоюзом в 2014-2015 годах, в 2016 году ситуация на этом рынке стабилизировалась. В то же время все более перспективным сегментом становятся перевозки между Россией и Китаем по мере роста грузооборота на этом направлении.

Конкурентная среда в России

Отрасль автомобильных грузоперевозок в России является высококонкурентной. На рынке действуют компании нескольких типов: крупные компании (более 300 грузовиков), средние компании (от 50 до 300 грузовиков), небольшие семейные компании и индивидуальные предприниматели (от 1 до 50 грузовиков), логистические компании, кэптивные компании (дочерние логистические компании крупных розничных сетей), а также компании, специализирующиеся на перевозках определенных типов грузов (например, легковых машин).

Крупные игроки (такие, как Globaltruck) напрямую конкурируют со средними операторами, логистическими и кэптивными компаниями.

Рыночные тенденции

Консолидация отрасли стала одной из наиболее значимых тенденций на рынке автомобильных грузоперевозок. Введение мер по повышению собираемости налогов, усиление требований к прозрачности а также введение автоматического весогабаритного контроля и платы за проезд по федеральным дорогам с помощью системы «Платон» оказывают дополнительное давление на небольшие компании, которые не могут обеспечить соответствие все более строгим требованиям.

Доля крупных компаний с большими парками уверенно растет, в то время как небольшие компании и индивидуальные предприниматели с парком возрастом более 5-7 лет уходят с рынка. Таким образом, будет снижаться число грузовиков с большим пробегом.

Наиболее развитым и перспективным является сегмент FTL-перевозок для ритейлеров, FMCG-компаний и e-commerce. Наиболее широко услуги грузовых автомобильных перевозок востребованы в сегменте FMCG, который демонстрирует уверенный рост, в том числе в регионах Урала и Сибири. Объем рынка электронной коммерции в России по данным АКИТ в 2019 году вырос на 23% по сравнению с 2018 годом и составил 2032 млрд руб.

Регулирование отрасли

В последние годы происходит существенное усиление регулирования отрасли автомобильных грузоперевозок, что благоприятствует дальнейшему развитию крупнейших игроков с высокими профессиональными стандартами.